на главную

МОСКВА-АФГАНИСТАН.


Афганистан – красивый горный дикий край,

Приказ простой: “Вставай, иди и умирай!”

Но как же так, ведь на земле весна давно,

А сердце режет – мечты и горести полно...

“Спринт”, “Пришёл приказ”


Беру автомат Калашникова, пару гранат РГД-5 и отправляюсь на границу с Афганистаном, чтобы вживую, своими собственными глазами, увидеть хотя бы кусочек, хотя бы квадратный метр объятой постоянными войнами, но никем не покорённой земли.

Шутка, конечно. С одним рюкзаком за спиной прохладным октябрьским поздним вечером я выхожу из подземного перехода на внутреннюю площадь Казанского вокзала и утыкаюсь в ожидающую подачи поезда толпу, наполовину скрытую за кучами сине-белых клетчатых баулов.

Буквально через минуту на табло загорается номер пути – и весь толпящийся народ словно цунами обрушивается на указанный перрон. Сперва я решаю ни в коем случае не спешить, не идти, толкаясь с узбеками, но потом вдруг думаю: “Если приду в числе последних, то в лучшем же случае мою нижнюю полку заставят тюками, а в худшем – вообще займут!” И тотчас олимпийским чемпионом по плаванию, пробившим ограждение набережной автомобилем, сорвавшейся с крючка вёрткой рыбиной ныряю в баульное море!

Будто делая гребок за гребком, я быстро шагаю и смотрю на проходящих рядом со мной людей: многие из них везут на тележках сложенные и в два, и в три ряда раздутые от вещей баулы, другие тащат гигантские сумки на себе, азиатские женщины в халатах чуть ли не переходят на бег, узбекский дед размахивает приличной вязанкой книг, белобородый герой среднеазиатских сказок Насреддин Афанди задом-наперёд едет на сером ослике, а между ног всех торопящихся снуют узбекские пословицы.


Будь то эта:

Даже ослабев, ходи быстро.


Или эта:

Из толпы можешь уйти, а от народа не сможешь.


Дождавшись, пока из сине-бело-зелёного плацкартного вагона вынесут две дыни, одна из которых с немалой трещиной, я вслед за уже прошмыгнувшими вперёд пословицами захожу внутрь. Ни сеточек для полотенец, ни третьих полок в салоне нет – вторые заставляются перематываемыми бежевым скотчем баулами. Орудующий клейкой лентой узбек говорит:

— Брат, скажи, если что, это – проводника.


Кто о спутнике не позаботится – в пути сгинет.


— Ехала в Москву – везла им воз. Еду обратно: сын и дочь дали воз. А что – возьми с собой! — смеётся сидящая напротив меня Татьяна Васильевна, полноватая невысокая русская женщина лет шестидесяти в фиолетовой кофточке и чёрных лосинах по колено. На её переносице очки, светлые волосы зачёсаны назад. — Еду домой, в Ташкент, к двум собакам, они у меня там одни. Ты куда?


-1-

Среднеазиатская сказка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 след