Проникновенный стариковский взор вперился в чемодан – и Андрей немедля приземлил ношу у края тропы. Тысячелетний пенсионер грузно опустился на чёрную выцветшую поверхность. Совсем уже близкий лес, будто приветствуя спутника, пошумел листвой. Старец набрал побольше воздуха, словно перед погружением в воду, и протяжно выдохнул: — Про место я уже тебе сказал – почему я именно здесь. С ним всё ясно. Оставшийся вопрос, следовательно, в том, почему здесь именно я. Кто я такой? Вот где важна история и вот где появляется политика. Я говорил и буду говорить с тобой начистоту. Всё началось с того, что Фатима (жена своего двоюродного брата Абу Талиба, дяди пророка Мухаммеда. – Прим. автора), будучи беременной, обходила Каабу (главную мусульманскую святыню. – Прим. автора) – и начались схватки. Чтобы Фатима родила ребёнка внутри Каабы, Аллах отодвинул одну из её стен. Так младенец Али стал единственным человеком, появившимся на свет в первом в мире храме. Когда же Мухаммед, мир ему, взял к себе на воспитание девятилетнего Али, мальчик первым в мире принял ислам и превратился в ближайшего сподвижника нашего пророка, мир ему. А через пролетевшее время Мухаммед, мир ему, назвал Али своим преемником и выдал за него свою дочь. Но после смерти нашего пророка, мир ему, собрание его сподвижников выбрало преемником Мухаммеда, мир ему, его друга Абу Бакра. Дочь же Абу Бакра с шести лет была женой нашего пророка, мир ему. Надеюсь, ты не запутался. Однако Андрей запутался, о чём прямо говорил его озадаченный вид. — Тут главное то, что Али – кровный родственник Мухаммеда, мир ему, а Абу Бакр – друг нашего пророка, мир ему. Али был женат на дочери Мухаммеда, мир ему, который в свою очередь был женат на дочери Абу Бакра. Так понятнее? — Да, вроде понятнее... — с трудом проследил связь имён дальневосточник. — Итак. Абу Бакр стал преемником или по-другому – первым халифом, то есть официальным продолжателем дела нашего пророка, мир ему. Когда Абу Бакр умер, вторым халифом стал назначенный им преемник. Второй халиф перед своей смертью поручил собранию авторитетов ислама, в число которых входил Али, определить третьего халифа. Но они вместо Али – единственного человека, родившегося в Каабе, – избрали другого. И Али с этим не согласился, поскольку решающий голос был отдан последним выборщиком за своего двоюродного брата Усмана – мужа сразу двух дочерей Мухаммеда, мир ему. Усман именно так стал третьим халифом. Восседавший на чемодане старик томно вздохнул. — Здесь и началась политика, основанная на кумовстве. В отличие от первых двух халифов, третий халиф, расширяя границы Халифата, принялся лично обогащаться, раздавать должности своим родственникам, что в конце концов привело к его убийству и разделению единой общины мусульман на всем известных шиитов (приверженцев Али. – Прим. автора), суннитов и хариджитов, даже несмотря на то, что четвёртым халифом всё-таки избрали Али – единственного родившегося в Каабе. Пророк, мир ему, говорил: “Раскололись иудеи на семьдесят одну секту. И раскололись христиане на семьдесят две секты. И расколется моя община на семьдесят три секты”. — И началась борьба за власть, — пенсионер провёл ладонью по седой треугольной бороде. — Али убили, обоих его сыновей – тоже. Но род истинных потомков и одновременно истинных преемников Мухаммеда, мир ему, не прервался. Истинная, духовная, власть в исламе по-прежнему принадлежала именно им – имамам (религиозным лидерам. – Прим. автора), а не запятнавшим себя халифам-чужакам, опять захватившим политическую власть в Халифате. Вслед за имамом Али, двумя его сыновьями-имамами, наследником-имамом стал внук Али. -62- |
|||||||
пред
след
|
|||||||