на главную

Но шутки в сторону. Здесь я хотел бы подробно объяснить цель нашей поездки. Вообще, зачем мы поехали искать Алёнушкин пруд?

Дело обстояло так. Перед написанием этого очерка я посвятил рассказ “Находка” одноимённому городу на берегу Японского моря. Так вышло, что одной из героинь рассказа являлась именно Алёнушка, а одним из мест действия – её пруд.

При подготовке к написанию рассказа, вылившейся в близкое знакомство с историей картины, я вдруг вспомнил одну из версий заложенного в неё смысла – ту, которую когда-то услышал в телепередаче “Что? Где? Когда?” Согласно ей, Алёнушка – это и есть Россия, изображённая художником в обличии девушки. Вы представляете?! Алёнушка – это и есть Россия! Она босая, но добрая и красивая, грустит среди болот.

Как, как после такого откровения можно не поехать на поиски Алёнушкина пруда?! Разве не захочется побывать в картине?! Просто побывать в картине! Походить по запечатлённому Васнецовым месту, посидеть на камне, заглянуть в ту воду. Как не провести рукой по осоке, не пройтись между растущих на берегу берёзок и ёлочек?! Тем более, что всё это здесь, под рукой, в Подмосковье!

С той, с той самой минуты мне безумно захотелось увидеть вживую Алёнушкин пруд! И не просто захотелось – туда потащила какая-то неведомая сила! Однако такой ли сейчас этот пруд? Найдём ли мы вообще его? Существует ли он вообще?? Ни на один из этих вопросов я не мог ответить. Но хотя бы попробовать докопаться до истины был обязан! Я взял Олю – и мы поехали.


Московская природа превратилась в метро, и поезд уже неспешно катил к “Комсомольской”. В эти дни книгу Андрея Тарковского “Уроки режиссуры”, поэтому изучение новой схемы метрополитена выдалось с кинематографическим пристрастием. И изучив её, я понял, что первым человеком из кино, фамилия которого появилась на карте московского метро, стал режиссёр Сергей Эйзенштейн, снявший такие фильмы, как “Броненосец Потёмкин”, “Октябрь” (“Десять дней, которые потрясли мир”), “Александр Невский” и “Иван Грозный”. Станция “Улица Сергея Эйзенштейна” находится на монорельсовой ветке.

Между прочим, немой “Броненосец Потёмкин” до сих пор считается одной из лучших картин мира. Министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс говорил о нём: “Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами”. Быть первым – это всегда почётно. С уважением, к Сергею Эйзенштейну. Остановка. Станция “Комсомольская”.

Нигде нет столько бегущих, торопящихся людей, как на нашей “Комсомольской”. Если остановиться на середине широкой лестницы, с которой открывается вид на самую красивую станцию московского метро – на просторный арочный зал с огромными люстрами, – то можно увидеть, как из каждого прибывшего поезда выскакивают по десять и более человек, и бегут по платформе, бегут, бегут… Торопятся, опаздывают. И в этот раз вы тоже среди них. Тоже прибавляете шаг, чтобы успеть на электричку. И не успеваете…



-2-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 след