на главную

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД.

Как говорил древнекитайский философ Лао-Цзы: “Победу следует отмечать похоронной процессией”. Я вспоминал эту фразу перед каждым парадом на девятое мая с тех пор, как впервые прочитал её. И пусть я не схож в красноречии с автором “Дао Дэ Цзин”, постараюсь в красках рассказать всё, как было, с самого-самого начала.

Год за годом я наблюдал грандиозное военное празднество по телевизору с большим удовольствием. И всякий май закрадывалась в голову мысль увидеть действо своими глазами. Пускай, не на самой Красной площади, куда бы я не достал пригласительный билет, а если бы вдруг и добыл его, то мне было бы стыдно оказаться на временных трибунах, потому что кто я такой? Так, зевака. А не причастный каким-либо образом. Даже не организатор. Нет, мне хватило бы и места перед главной площадью России, внизу спускающейся Тверской улицы, на обочине, чтобы вблизи лицезреть направляющийся к мавзолею военный поток. И именно девятого мая. Все репетиции за несколько недель до парада – ничто. Чувства вовлечённости в огромное событие во время тренировок – никакого.

Вообще, один раз мы с друзьями присутствовали на полноценном параде – в Сталинграде, нынешнем Волгограде. Стояли на краю дороги, глазели на ползшую мимо технику. Правда, сейчас я даже не помню, ехали ли танки. Вспоминаю лишь, что погода была классной, волжский город утопал в сирени, а позади нас в районе железнодорожного вокзала достраивали огромный собор.

И не могу тут же не добавить, вопреки сути моего рассказа, жизненную шутку. Когда мы поднимались в шлёпках на Мамаев курган во время предыдущего визита в Волгоград, я поранил о плитку большой палец ноги. Тогда было весьма неприятно, зато после при любом подходящем случае я вставлял фразочку о том, что проливал кровь на Мамаевом кургане. Глупо, конечно, но смешно же.

Причём раньше, в Советском союзе, люди шутили ещё ярче, чему дала повод книга мемуаров генерального секретаря СССР Леонида Брежнева “Малая земля”, посвящённая освобождению Новороссийска с крохотного плацдарма на берегу Цемесской бухты при непосредственном участии автора. Юмористическая зарисовка, обращённая к ветеранам войны, звучала так: “Где вы были в сорок третьем году? Героически сражались за Малую землю или отсиживались в окопах Сталинграда?” Сейчас на знаменитом клочке новороссийской набережной располагается красивейший гранитный монумент в виде врезающейся в землю “галки”, которая символизирует нос десантного корабля. Похожий памятник, к слову, украшает владивостокскую бухту – стройная белая стела в виде корабельного носа воздвигнута в честь прибытия основателей города. Правда, дальневосточный монумент куда скромнее черноморского.

Так и парад в Волгограде выглядел очень скромно по сравнению с московским. Поэтому в тот праздничный день ещё сильнее захотелось прикоснуться к столичному зрелищу.

Однако минуло несколько лет прежде, чем я всерьёз настроился на непосредственное наблюдение за Парадом Победы. Думаю, в первую очередь из-за того, что намечался не просто смотр колонн людей и машин, но и то, что ещё никогда не происходило. Анонс грядущего события можно было встретить едва ли не на каждой городской площади: о нём гласили уличные стенды и растяжки над дорогами, телевизионная реклама звучала чуть ли не со всех каналов, интернет-баннеры появлялись на многих открываемых страницах. Хорошо известно: если раз щёлкнул указателем мышки или пальцем на мигающий прямоугольник, то повторяющаяся контекстная реклама долго не оставит тебя в покое.


-1-

1 2 3 4 5 след