Тотчас с усыпанной машинами огромной заасфальтированной площадки ко мне подбегают несколько таджиков и наперебой предлагают доехать до Душанбе. Чуть ли не отмахиваясь от них, я отхожу в сторону в поисках автобусной остановки и снова оказываюсь рядом с только-только покинувшей погранпункт семейной парой, которую встречает родственник. — А вы меня не захватите? — обращаюсь я к азиатам. Под скрежет зубов частников двое мужчин и женщина осматривают меня с ног до головы, после чего как Гагарин говорят: — Поехали! — Куда поехали? Это наш клиент! — громко возмущаются таксисты. — Это наш родственник. — Родственник? Да какой он родственник… Избавиться от практически облепивших машину разгневанных таджикских частников удаётся, лишь когда она уже трогается с места. Везучий джигит Попутчика в дороге найдёт. Новый наряд украшает, Хороший попутчик путь сокращает. Как только меж поплывших справа и слева гор появляется алюминиевый завод с тремя десятками труб, над немногими из коих вьётся бледно-зелёный дым, водитель, таджик пенсионного возраста с округлившимся животом, просвещает: — Турсунзаде – третий металлургический завод в Союзе. — Племянник мой, — смотрит он следом на сидящего на пассажирском сидении худощавого мужчину в тюбетейке лет сорока пяти, — кандидат медицинских наук! — Большой человек! — восхищаюсь я, ещё более смущая скромного учёного азиата, и уже про себя думаю: — Арии, кругом настоящие арии! Разделённое бело-зелёным отбойником по-арийски идеально ровное дорожное полотно, разительно отличающееся от приграничной старенькой узбекской дороги, заставляет вслух вспомнить об отношениях двух государств. Медик немедля с улыбкой замечает: — Легче добраться до Канады, чем до Узбекистана. Телеграмма двенадцать-пятнадцать дней идёт, если свадьба – семь дней, если похороны – пять. — Проблем же много, — дополняет он. — Тот же водный конфликт из-за строительства Рогунской ГЭС… Узбеки боятся, что из-за изменения стока Вахша Амударья обмелеет. Так что, сначала плотину собирались строить высотой в триста пятьдесят метров, но после снизили до трёхсот двадцати. — Как вы к Эмомали Рахмону относитесь? — интересуюсь я, беспрестанно озираясь на дорожные рекламные щиты с изображённым среди колосьев президентом Таджикистана. — Вообще у народа нашего почти ничего нет – восемьдесят процентов всего в руках одного человека, как и во всех мусульманских странах, – уверяет водитель. – Процентов сорок молодёжи ныне за пределами Таджикистана. Но и плюсы есть: строительство, тоннели, дороги – на Памир, в Китай. Народ неплохо живёт. А так почти одно сельское хозяйство у нас. Вот в Туркменистане, там заводы, фабрики работают. -7- |
|||||||