на главную

— Что ж, тогда надо обязательно посетить, – улыбаемся мы, однако от чего-то настороженно. Как это, “действует на сознание”? Как это, “нужно подготовиться психологически”?


Выходим из кладезя городской истории наружу и направляемся именно в действующий на сознание музей. Отныне никуда иначе!

С серого бетонного столба, метров с трёх-четырёх над землёй, на нас смотрит Баба-Яга. Деревянная, в ступе, с метлой. Просто Баба-Яга на столбе! Сказка, она просто-таки повсюду. Вот, в какой город надо водить детишек! Добро пожаловать в Йошку!


Музей ГУЛАГа нашёл себе пристанище недалеко от кремля, вплотную со следственным изолятором. На стекле зарешёченного окна надпись: “Уважаемые горожане и гости столицы! Просим не сорить на газонах. Уборку вокруг музея ведут Ветераны войны и труда”. Слово “Ветераны”, написанное с большой буквы, вместе со словами “Уборку вокруг музея” вмиг заставляет что-то трепетать внутри. Как вы поняли, я говорю о душе.

И только после я обратил внимание на слово “столица”.


Дверь открывается, и нас на пороге встречает очень-очень пожилая старушка, маленького роста. Про таких обычно говорят: “Божий одуванчик”. Но нет. На самом деле она ещё ого-го! Она не одуванчик, она – пышная роза с крепким-крепким бутоном, на котором, как и положено розе, есть острые, но приятно ранящие шипы. шипы!

— У вас времени много? — сходу спрашивает нас бабушка.

— Да, свободны.

— Ну, экскурсия у нас час длится. Сейчас я вам всё расскажу.


— Здесь ранее был реввоенком, потом НКВД. До сих пор решётки на стенах остались. Вон, посмотрите.

— Музею нашему два года, работает с 2011 года. Зовут меня Мальвина Сергеевна. Я – учитель истории. Учтите, мне никто ещё не говорил, что я неправильно рассказываю! И я всё помню, даже несмотря на то, что мне восемьдесят семь лет. Напарницу мою зовут Елена Кузьминишна. Ей – девяносто лет. Бесплатно сюда работать никто не идёт. Ну, хоть горисполком отапливает… Натаскали мы сюда всякого барахла. Вот такой вот у нас необычный музей!


— Мы – дети расстрелянных родителей, — продолжает старушка. — У напарницы моей отца прямо здесь расстреляли. Но вы не подумайте, что мы никчёмные! Сами увидите, голова у меня работает! — показывает Мальвина Сергеевна на свою макушку. — Елена Кузьминишна, та пятьсот стихотворений наизусть знает!

— Ничего себе… — удивляемся мы. — А откуда у Вас такое имя, “Мальвина”?

— Имя… Пошла я как-то купаться, там девчонки смотрят на меня и кричат: “Мальвина! Мальвина!”

— То есть Вас после рождения так назвали?

— Получается так. Да что там я... У нас Трактор Тракторович работал!


Пожалуй, в эту, конкретно в эту секунду я осознал, что нахожусь в самом необычном музее в своей жизни. Мальвина Сергеевна, Трактор Тракторович… Но какова Мальвина Сергеевна!



-12-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 след