на главную

Среди кирпичных и деревянных домов не выше четырёх этажей встречаются небольшие мечети. Под ногами лежат заброшенные, наполовину заасфальтированные трамвайные пути.

Перед тобой – резные бревенчатые дом Муллина и дом Марджани, являющиеся памятниками жилой архитектуры. Возведение же бревенчатых домов продолжается в слободе и сейчас, в XXI веке. Казань деревянная.


Вместе со слободой заканчивается и Нижний Кабан. На перешейке, соединяющем озеро с каналом, установлена бронзовая композиция “Загадки Шурале”: на бревне сидят разговаривающие Шурале и татарин, возле коих снуют бронзовые жабы и крысы.


Поскреби русского – найдёшь татарина, поскреби Шурале – найдёшь чёрта.


Шурале – это самое-самое страшное существо, которым пугают маленьких татар. Оно убивает людей щекоткой, ворует лошадей и загоняет их до смерти. Единственное, очень боится воды.


Отсюда, именно отсюда начинается красивейший канал Булак. На его берегах теснятся старинные дома, через воду перекинуты автомобильные и пешеходные мосты – подлинный кусочек Петербурга в Казани! Разве что водный уровень ниже уличной поверхности метров на десять.

Здесь же и японский турист, судорожно разбирающийся в карте города.


Перед воссоединением нашего маленького отряда возле ЦУМа ко мне обращается женщина с просьбой открыть капот “Лады Калины”. На просьбу я откликаюсь охотно и открываю капот. Открыть капот автомобиля в чужом городе – бесценно.


Засматриваясь на красные автобусы – одну из изюминок Казани, – мы пересекаем несколько улиц, сворачиваем с Большой Красной и попадаем в храм, по преданию основанный на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери – одной из самых почитаемых Русской православной церковью.

В 1579 году, через двадцать семь лет после взятия Казани, девочке по имени Матрона во сне явилась Богородица, повелевшая откопать икону на пепелище родного дома, сгоревшего во время большого пожара. Вообще, многие источники говорят о том, что икону Матрона и её мама просто откопали, после чего передали духовенству. Но другой источник, сайт с названием “Пресвятая Богородица”, рассказывает сию легенду на свой, ни с чем не сравнимый лад:

“…Наконец, икона явилась Матроне в третий раз. Это было так: однажды ночью во время сна Матрона была чудесною силою перенесена на середину двора и здесь увидела икону Пресвятой Богородицы, от лица Которой исходили огненные лучи, столь грозные, что девочка боялась быть ими сожжённою.

Испуганная девочка услыхала голос: “Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте — но ты погибнешь”. Поражённая ужасом, девочка упала на землю и долго лежала, как мёртвая.

…Возвратившись домой, мать девочки начала рыть землю; к ней вскоре присоединились и другие, но не находили иконы. Тогда девочка, взяв заступ, начала копать там, где была печь в сгоревшем доме. Скоро к ее радости показалась икона Богоматери с Предвечным Младенцем, завёрнутая в кусок сукна.

Эта икона, оказалось, была списком с иконы Одигитрии: была совсем новая, свежая, как будто только что написана. Но кто и когда зарыл ее в землю, неизвестно. Наверное, она была зарыта в землю ещё во время владычества в Казани татар кем-нибудь из русских пленников или из уверовавших мусульман, много терпевших от неверных татар и вынужденных скрывать свою веру”.



-32-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 след