на главную

Спустя некоторое время неусидчивый мужчина громогласно договаривается с кем-то впереди поменяться местами. На что водитель ему командным голосом возражает:

— Потом сядешь, потом!

Тот молчит, но активно возмущается языком перекашиваемого тела. Мы же точно присутствуем в фильме “Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён”. Во время сцены, когда товарищ Дынин словесно отмахивается от завхоза пионерского лагеря, держащего на плечах огромное деревянное полотно с надписью “Среди нас хлюпиков нет”:

— Куда ставить-то?

— Да подожди ты!

— Куда ставить-то??

— Да подожди ты!!


Концерт с “прыгуном” и обилечиванием длится никак не менее пятнадцати минут, чем приносит пассажирам маршрутки солидный заряд бодрости для преодоления двухсот ночных километров, укутанных белыми сугробами.


Едва маршрутка трогается, меня охватывает странное ощущение, ощущение чего-то сбывающегося, воплощающегося в жизнь. Именно сейчас, в данный конкретный момент. Я вспоминаю, как много раз хотел поехать в Казань, но всё срывалось. Пришлось даже два раза сдавать уже купленные на поезд билеты. Можно сказать, что Казань оставалась неприступной, и вот теперь мы здесь, в маршрутке, едем в этот знаменитый город. Можно даже смело сказать, что мы едем брать Казань. Так, по-военному.


Глядя в окно, я вспоминаю описание взятия Казани Иваном Грозным. Как его войска для достижения успеха основали целый город, Свияжск. О составе наступающих пеших и конных полков Карамзин писал так:

— Велели собираться войску из дальних мест в Коломне и Кошире, из ближайших в Муроме. Князья Александр Борисович Горбатый и Петр Иванович Шуйский должны были вести Московские полки в Нижний Новгород, Михайло Глинский расположиться станом на берегах Камы с Детьми Боярскими, стрельцами, Козаками, Устюжанами и Вятчанами, а Свияжские Воеводы занять легкими отрядами перевозы на Волге и ждать Иоанна.


Я вспоминаю, как взятие столицы Татарстана во время Гражданской войны описывал Лев Троцкий. Как “судьба революции трепыхалась между Свияжском и Казанью”:

— Четыре малых миноносца были с великими трудностями доставлены на Волгу по Мариинской водной системе. Несколько речных пароходов были к этому времени вооружены пушками и пулемётами. Флотилия под командой Раскольникова затевала этой ночью наступление на Казань. Надо было пройти мимо высоких услонов, на которых были укреплены батареи белых. За услонами река делала поворот и сразу расширялась. Там находилась флотилия противника. На противоположном берегу открывалась Казань. Предполагалось незаметно пройти во тьме мимо услонов, разгромить неприятельскую флотилию и береговые батареи и обстрелять город. Флотилия шла в кильватерной колонне, с потушенными огнями, как тать в нощи.


Да, времена изменились – наш маленький отряд едет брать Казань на маршрутке.


Причём это далеко не первый пример – подобное уже было во Франции! Во время битвы на реке Марне в 1914 году, когда запахло поражением от немцев, французам срочно потребовалось подкрепление – и решение было найдено: французские войска подъехали на такси. Шестьсот машин за две ходки привезли из Парижа целую бригаду, шесть тысяч человек! Фронт удалось удержать, война приняла позиционный характер. То есть две армии стали поочерёдно занимать одни и те же районы, ходя туда-сюда. Как москвичи.



-23-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 след