на главную

В центре распростёршейся за окном неизвестности строители возводят то ли новую церковь, то ли новую мечеть. На ранней стадии – непонятно. Интересно, какой они веры? Ведь, по-моему, сейчас христиане с буддистами строят мечети, буддисты с мусульманами – церкви, а мусульмане с христианами – буддийские храмы. Никакой чести что ли. Совсем не как во время Русско-японской войны, при сдаче Порт-Артура. Тогда японский штаб предложил два варианта капитуляции для русских офицеров: либо сдаться в плен, либо уехать в Россию, дав честное слово не воевать с японцами впредь. И слово было сдержано, несмотря на сильнейшие душевные муки.


Вообще, с Дальним Востоком Йошкар-Олу роднит весьма примечательный факт: город находится на тупиковой железнодорожной ветке, точно речь идёт о станции “Мыс Астафьева” в Находке, где заканчиваются железные дороги России.

В целом же, “Мысы Астафьева” могут быть и обычными, автомобильными – как, например, посёлок Мугреевский Южского района Ивановской области. Вы едете десятки километров по просёлочной дороге, проезжаете мимо автобусных остановок с надписью “Китай”, радуетесь отсутствию дождя, который бы неминуемо превратил в грязь всё, что под колёсами – помощи тогда ждать неоткуда; в посёлке Талицы то и дело озираетесь на два бесконечных ряда тюрем, примыкающих почти вплотную к обочинам. Вы просто едете между тюрем – словно по опоясанному колючей проволокой коридору гетто. Наконец, приезжаете к Святому озеру, к монастырю – и всё, дальше дороги заканчиваются. Всё, “Мыс Астафьева”. Дальше – только пешком за торфом и клюквой: разжечь печь первым, сделать пирожки из второго.


С упомянутой Ивановской областью, в частности – с Иваново-Вознесенском, Йошкар-Олу связывает и другое броское сопоставление. В Йошкар-Оле на десять женщин приходится всего восемь мужчин. Если среди вас есть неженатые, то добро пожаловать сюда, в город невест!

Сверх того, в Йошкар-Оле живёт ни много ни мало треть населения республики. Между прочим, в Москве живёт почти одна десятая населения России. Каждый десятый – москвич. То есть, десятая часть населения России ходит туда-сюда.


Яркие лучи светят через стекло окна прямо в глаза, на улице всё те же минус десять. Мороз и солнце – день чудесный. Как спел бы Александр Розенбаум: “Ей богу, грех в такое утро – не выйти на свидание городу и снегу”. Грешить не будем – мы выходим.


И нашему удивлению нет предела! Перед нами – огромная копия Спасской башни Московского кремля! На ней куранты, под ногами брусчатка. Настоящая Красная площадь в миниатюре!

Рядом с башней ютятся храмы из красного кирпича с зелёными крышами. Ещё бы построить маленький мавзолей и положить в него маленького Ленина, по аналогии с саркофагом с Чапаевым в детстве! Положить сюда Ленина в детстве.


За площадью через искусственно расширенную Малую Кокшагу раскинут мост, с которого открывается красивейший вид на Западную Европу. Нет, я не ошибся – перед нами Амстердам, перед нами Петербург, перед нами Кёнигсберг! Разноцветные трёхэтажные дома как влюблённые прижимаются друг к другу на самом берегу реки, а их заострённые крыши аккуратно подпирают нависающее небо.

Я даже не предполагал, что в ближайшие годы в нашей стране начнут строить что-то подобное! Однако тут, в Йошкар-Оле, строительство уже завершается. Понадобились какие-то пять-семь лет – и вот он, чудогород, вокруг тебя, под голубым небом с белыми облаками. Красотища!



-9-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 след