на главную

— А к узбекам как относитесь?

— Нация предателей – всё делают, только бы свою шкуру сберечь.

— Хм. Моя попутчица, узбекская татарка, говорила, что узбеки очень умные.

— Умные? Это потому что она про своих говорила! Ведь это же они научили всех взятки давать! Узбеки своих прав не знают! И союз создавать не хотят, хотят своё государство. При этом в России разводятся как тараканы! Куда не загляни, куда не поедешь – везде узбеки! А раньше их, строителей, сколько ездило! В Казахстане сядут и едут – ой!

— А Вы за союз?

— Да, мы за союз с Россией.


— Правда, — не утихает Замира, — сейчас в России всех обзывают: чёрные, чурки… Раньше в Союзе такого не было.


Слушая киргизскую попутчицу, я всё более и более убеждаюсь в том, что распутывание межнационального восточного клубка – совсем не простая задача. Но именно поэтому я и еду по Востоку на поезде. Где, как не в зелёных вагонах, можно из первых уст услышать бессчётное количество мнений самых разных восточных людей?

Впрочем, я ни на минуту не забываю о том, что мои попутчики общаются с русским: это способно существенно сказываться на их словах. Возможно, азиаты многого недоговаривают, но тут уже ничего не поделаешь. Главное – просто не забывать об этом.


Коня истощить легко, а народ изучить трудно.


Вдобавок усевшийся рядом старик Алдар-Косе точно должен помочь мне не впадать в крайности, потому что его истории – лучший пример того, как восточными благими намерениями может быть выложена дорога в восточный ад.


Взять хотя бы сказку “Безбородый обманщик и баи”, в которой степень услужливой хитрости и способы достижения добра поистине впечатляющи:

“Однажды сын очень богатого бая попросил у отца разрешения съездить на базар. Отец долго не хотел отпускать сына, но потом согласился и дал ему хорошего коня, еды и два бурдюка кумыса в дорогу, да ещё двадцать баранов для продажи. Поехал отец проводить сына и так напутствовал его: “Сын мой, будь осторожен. Береги себя и своих баранов. Особенно остерегайся безбородого хитреца Алдар-Косе. У него на лице нет ни единого волоска. Если при встрече с ним не остережёшься, ему ничего не стоит обмануть тебя, и ты останешься с пустыми руками”.

Отец вернулся назад, а сын погнал своих баранов на базар. Доехал он до города только к вечеру, когда торговля на базаре уже кончилась. Тут повстречался ему Алдар-Косе. “Сынок, – сказал он, – солнце уже зашло, а ты гонишь баранов на базар. Придётся тебе остаться до завтра. Вижу, что ты ещё молод и неопытен, а здесь немало воров. Переночуй у меня, и ты избежишь опасности”.

“Это, должно быть, тот самый человек, о котором говорил отец”, – подумал байский сын и ночевать у незнакомца отказался. Никак не мог уговорить его Алдар-Косе. Тогда он поскакал домой, наклеил усы и бороду, на голову намотал чалму, надел белый халат, сел на белого коня и опять выехал навстречу юноше.

В это время уже совсем стемнело. Алдар-Косе обратился к сыну бая: “Зачем отец отправил тебя на базар одного? Ведь это очень опасно! Сын мой, я живу отсюда недалеко, переночуй у меня. А завтра утром я помогу тебе пригнать скот на базар и продать по хорошей цене”. Юноша согласился. Они погнали баранов к юрте Алдар-Косе и возле неё привязали их на ночь.


-23-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 след