на главную

— “Это твой указующий знак, Федька, – заговорил вновь старец. – Однако не думай, что твой указующий знак размером с мошку. Он будет постоянно расти. Он будет постоянно расти, ведь он бессмертный. Когда этот маленький орёл помужает до размеров обычной взрослой особи, то обживётся на дубе, что будет выситься в том месте, где две реки сливаются в одну. Но сей дуб станут рубить твои соплеменники, дабы основать на его месте город, и в тот самый миг слетит орёл с дерева, чтобы стать хозяином этого города и его названием. Когда же совсем износится природное тело его, когда крылья орла достигнут такой длины, что будут раза в три-четыре выше тебя, закончится первая телесная жизнь его. Однако и тогда, после телесной смерти, он не перестанет расти. Потому что перевоплотится он в этот город и станет он этим городом. И чем больше домов будет в этом городе, чем больше окрестностей будет у него, тем крупнее будет орёл. И продолжит он расти до тех пор, пока не наступит день равноветрия. В тот день оторвётся он от земли, распахнёт свои крылья и полетит вместе с ветром. Сначала в сердцевину, куда будут дуть все ветра, а с потоком, в который они все объединятся, он взмоет вверх и устремится в то место, где находится истина. И, как и любому живому существу, будет скучно лететь ему одному. Конечно, он выдержит и одиночество полёта. Однако если попадётся ему в дороге спутница, которая понравится ему как ни одна другая, возьмёт он её с собой, чтобы вместе с ней познать истину и с ней же вернуться”.


Старик не упомянул лишь о том, что это был за город, в золотистой коробке. Он вообще об этом никому и никогда не рассказывал – и на это у него была одна единственная причина. Ещё в далёкие времена пришёл он в русские земли только по ему известным мотивам. Старец пробирался сквозь густые леса, широкие поля, проходил через деревеньки, пересекал реки, пока не пришёл к красивым белокаменным стенам, величественно отражавшимся в ровном, как грань клинка из дамасской стали, голубом озере. За фигурными мерлонами стен виднелись разноцветные маковки церквей, островерхие крыши теремов. Глядя на фантастический город, перс почувствовал, что цель его пути невероятна близка, что город, в котором живут только те, кто чист сердцем и душой, совсем рядом.

И дряхлый путник уже готовился с пышущим от радости сердцем войти внутрь через главные ворота, когда из леса выбежали полчища татар. За считанные минуты войска выстроились для штурма, развернули в удобных местах катапульты и, казалось, ждали лишь команду для начала атаки. Старик был возмущён до крайности! Он рассвирепел словно дикое животное! Замахал обеими руками, будто призывая к действию какую-то неведомую силу. Вода в озере вздулась, взметнулась вверх – так, что ничего нельзя было разглядеть за огромными фонтанами белых брызг, – а после пролилась стеной ливневого дождя обратно в озеро. Только фантастического города уже не было. На противоположном от татар береге стоял лишь перс с золотистым ящиком.

Татары обступили такого же иноземца, как и они сами. Отняли ящик, открыли его и ничего в нём не увидели кроме пустоты. Затем они спросили перса, куда делся русский город? Но старик лишь развёл руками и сказал им, что сам поражён здесь произошедшим.

Однако и понял в тот момент старец, что цель его долгого пути находится в его руках, что дальше идти незачем. Он попросился в отряд к татарам да стал везде бывать со своими единоверцами: то скакал на коне под палящим солнцем, то вязнул с войсками в глубоких снегах, то преодолевал широкие воды рек, всегда с нетерпением ожидая следующего привала. В минуты отдыха перс всё время уединялся и раскрывал створки своего ящика. Каждый раз он пристально вглядывался в спасённый им город, пытаясь что-то понять, будто силясь уловить глазами какой-то секрет.

Так прошли два века. Два века странствий по России старца и фантастического города в золотистой коробке, перса и его миниатюрной тайны. Это был легендарный город Китеж. Город, путь в который с того далёкого дня могут найти только те, кто чист сердцем и душой. Город, который с того далёкого дня могут увидеть только те, кто чист сердцем и душой.



-8-

пред 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 след